rivnet (rivnet) wrote,
rivnet
rivnet

Украинская хартия свободного человека. Кто он?

Украинские интеллектуалы объяснили согражданам что надо делать, чтобы стать "свободным человеком" и жить в "свободной стране". Этот свод целей и задач они назвали "Украинской хартией свободного человека".

Судя по названию, это украинский вариант хартии свободного человека вообще. Чем же она отличается и в чем украинскость этой хартии?

Первый пункт Хартии гласит: 1. Быть свободным человеком.
По мнению авторов  быть свободным - значит брать на себя ответственность. Прежде чем требовать выполнения обязательств от кого-то, спроси себя - выполняешь ли ты свои?

Что нам хотят сказать этим "известные интеллектуалы", как называет пресса этих людей? Хочешь быть свободным - будь им - говорят они - и не морочь никому голову. Если тебе кажется, что тебе мешают быть свободным - посмотри в зеркало. Кто ты такой, чтобы требовать от других выполнения их обязательств? Тебе не нравится что президент начхал на обещания даные перед выборами? А ты посуду помыл? А когда проверял уроки у ребенка? То-то.   

Пункт 2 тоже лаконичен: Быть украинцем.
Тут трудно что-то комментировать. Я - украинец. Я этим горжусь, мне, по большому счету, начхать на то, что думают об ураинцах "чужие". Я более чем уверен в том, что я - часть Украины и что украинский язык, о котором я забочусь в меру моих сил, это не все, чтобы считаться украинцем. Я согласен с доктриной политической нации. Т.е. я полностью соответству указанному в этом пункте разъяснению. Чувствую ли я себя свободнее от этого? Мой ответ - нет. Украинец может быть очень несвободен и миллионы украинцев этому пример.

Пункт 3 требует быть активным гражданином.
И тут же уточнение, чтобы я (и все читающие) не сомневался: "Гражданское общество невозможно вне рамок державы". В современном украинском языке слово "держава" - это и государство, как институт, и страна, в более общем понимании, и держава - как в русском языке. Это позволяет лихо манипулировать смыслами. Но я тут вижу прямое предупреждение: если я, как активный гражданин, начну выступать против "державы", устанавливающей мне рамки, как взбредет в голову тем, кто себя называет "государством", то воли мне век не видать. Державность - духовная ценность. Украинская хартия рассматривает свободу внутри рамок, т.е. внутри государственного "забора". Активный гражданин в их, интеллектуалов, понимании - это государственный человек.

Да, отдельно указано выбирать из тех политических сил, что есть. Не вздумать игнорировать.

Я не шучу - это они сами написали: 4. Любить
В понятии любить авторы, по их же словам, выделяют национальный, социальный и культурный смысл. Именно комбинация этих смыслов, надо полагать, дает возможность "любить ближнего", желать ему добра. Ну и любовь к родине (читай - державе), как же без этого.

Дальше - больше. 5. Мыслить
Мыслящий человек, растолковывают нам авторы Хартии, должен преодолеть "недержавность", которая по сути приравнивается к узкозти и провинциальности, колониальности и хуторянству. То, что мыслящий человек быстро приходит к пониманию того, что колониальность и хуторянство выгодно культивировать в своих гражданах именно государству, не укладывается в сознании моральных авторитетов.

Мыслить - это и поддерживать независимые СМИ, кроме того. СМИ - это единственный выход в условиях "информационной фальши", не уточняя смысла сказанного, пишут на своем сайте интеллектуалы. С информацией и ее свободой у наших интеллектуалов уже давно сложные отношения и прогресса тут не наблюдается. Может надо больше и глубже "мыслить"? 
  
На шестом месте оказалось то, с чего можно было бы начать - 6. Быть хозяином.
Уточняя это понятие (в рамках державного подхода, т.е. осмысленно), авторы призывают ламать "рудименты советского мышления".  В чем они? В том, что униженный и обворованный человек (советский, надо полагать) ожидает "социальной подачки" и не принимает участия в жизни общества, своей общины. Странная игра слов. Не могу удержаться от аналогии. Недавно премьер Азаров сказал что-то вроде того, что не ждите от нас подачек - берите лопату и сами выращивайте еду.

Интеллектуалы ушли от инженера-геодезиста Азарова не далеко. Хозяин, пишут они, начинается с простых вещей - порядок в доме, подъезде и улице. Интеллектуалы явно обращаются к городским жителям, намекая, что хозяйничать надо организованно в рамках добровольного объединения квартиросъемщиков. Любое иное трактование понятия хозяин сразу вступает в конфликт с государственным мышлением, т.е. недопустимо в рамках державы. 

Понятие хозяин трактуется удивительно широко - это понятие, цитирую, охватывает всех, кто хочет работать. Особо подчеркнуто - это и собственник производства, и наемный рабочий. Очень советская трактовка - "человек проходит как хозяин...". Или еще: "Все вокруг - народное, все вокруг - мое".

Не обошлось и без популизма - зарплата должна расти, а рабочие места появляться. Без этого у нас - никак.

Нам нужны профессионалы - пишут авторы. Надо ли говорить, что это слово в стране уже стало ругательством. Как известно, нынешняя власть именно так характеризует свою банду команду -  "команда проффессионалов". Их лидер пишет это слово с двумя ф.

Теперь пункт номер 7. Быть лидером
Тут все просто. Сразу уточню - это не об индивидууме, т.е не о нас с вами, это о стране. Страна, в которой все граждане станут оплотом державы и наведут порядок в подъездах, неизбежно станет региональным лидером - политическим, экономическим и культурным. Тут нечего возразить. Я из того поколения, которое помнит моральный кодекс строителя коммунизма. Не забыли его и украинские интеллектуалы.

Пункт 8. Быть открытым обществом
Первые шесть пунктов были обращением к индивидууму. К каждому из нас. Но государственный подход рано или поздно обязательно приводит к тому, что личность уже перестает быть заметной, счет идет на массы. Все общество - чтобы не мелочиться. Все выполнившие первые пункты уже не различимы для авторов и стали "сообществом"-лидером, уверенном в ценности демократического устройства и человеческой жизни. Мы все люди "первого сорта", мы - не винтики, не щепки на пути лесорубов. Последние неточные цитаты однозначно подтвержают, каковы были превоисточники наших моральных авторитетов. "Ценность жизни", поставленная после "демократического утройства", тут, видимо, является радикальной модернизацией, данью популярным предвыборным тезисам, льющимся с экранов телевизоров. 

Следующий пункт ставит все на свои места для тех, кто узрел в "ценности жизни" ревизионизм, граничащий с волюнтаризмом: Пункт 9. Быть успешной державой.
Долго наши интеллектуалы не могут рассуждать в отрыве от державы и державности. И они быстро вернулись к основам. Перелистнув обращение к "обществу", они вновь пишут о державе. Напомню - Хартия посвящена свободе человека. Но первый ли это раз когда заголовок не имеет ничего общего с содержанием текста? Успех державы авторы видят в преодолении социальной отчужденности между людьми. Другими словами, именно держава будет объединять нас, указывая путь к свободе. Отчужденность будет именно преодолеваться - т.е. нас, отчужденцев, спрашивать не будут. Принуждение к социальному единству - так видят свободу те, кто стоит на наших плечах. Объединив нас державе будет проще выполнить главный, базовый, принцип, о котором тут же говорится: не мешать гражданам, которые работают, и защищать тех, кто беднее всех. Ограниченность документа не позволила авторам развить этот базовый принцип, а я не удивлюсь если именно государстсво должно решать (создавать свободные условия, говоря словами авторов) как и где будут трудиться те, кто работает. На них защита не распространяется - они же работают. Защищать государство будет тех, кто не работает, и особенно, наиболее последовательных из них - тех, кто беднее всех. О хоязевах (см. п 6) - тут ни слова. Их защищать государство не будет, видимо. Они, скорее всего, вольются в ряды работающих.

Тезис о необходимости установления "справделивости в государстве" фактически созвучен набившим оскомину лозунгам местных "коммунистов". Нам также советуют "воспитывать" власть. Мало ли что они по незнанию натворят, учите их сначала, а уже потом спрашивайте. А уж как научите, так и получите в ответ. Вобщем, сами виноваты.

Для красоты и гармонии авторам пришлось придумать и 10-й пункт. Хотя все главное уже сказано в девятом. Последний  пункт, как это водится у нас издавна, посвятили международному положению. Пункт 10. Быть участником демократического сообщества народов.
И тут же уточнение для тех, кто увидел в этом пункте призыв к отмене Шенгенских виз. Нет, пишут авторы, "Европейская интеграция" означает для нас не "внешний, а внутренний политический курс". Свободно работая и убирая в подъездах мы построим что-то, что позволит нам чувствовать себя частью демократического сообщества народов. Что это за сообщество, которое видимо шире чем европейское, авторы не уточняют. Последний раз в истории примерно так называли себя (перед самым роспуском) страны Варшавского договора и их не мене демократические друзья. Хотят ли авторы возродить это уникальное сообщество народов во главе с Украиной? Чем не амбициозная задача для истинно свободного человека?

Завершается документ призывом, являющимся по сути, перепевом второго куплета "Интернационала", и расчитана видимо на тех, кто уже забыл какой хит-парад эта, очень популярная в свое время песня, возглавляла:
Никто не даст нам избавленья,
Ни Бог, ни царь и не герой,
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.

Авторы Хартии в предисловии к документу пишут: "Чтобы стать свободным, человеку не нужны поводыри. Ни самые талантливые лидеры, ни интеллигенция, ни одна из социальных групп не способны привести человека к счастью и свободе". Отказавшись от лидерства, интеллигенция уточнила, что "настоящим поводырем человека является лишь личное осмысленное усилие. Этого не сделает кто-то другой. Это сделаете лишь Вы".

Мысль та же, но куплет из песни мне лично нравится больше. Причем, среди интеллектуалов были и мастера слова, если не ошибаюсь. Но в этой концовке главное не сырость формулировки, а вот это "Вы" в конце вступления. С большой буквы. Если не ошибаюсь, так пишут лишь тогда, когда обращаются к конкретному человеку, известному пишущему, а не человеку вообще, тем более обществу или державе (п.8 - 9).Хартия, таким образом является обращением к кому-то, кого авторы хорошо знают, настолько, что решили не называть его  по имени. Неужели к нему? А при чем тут свобода?
Tags: украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments